Критерии выбора автомобильного GPS-навигатора
Ниже представлен список функций, на которые стоит обратить внимание при выборе GPS-приемника для автомобильной навигации. Современные автомобильные навигаторы не обладают универсальностью более ранних моделей, которые можно было легко использовать и для активного туризма.
- Объем памяти. Современные карты, загружаемые в GPS-приемники, обладают высоким уровнем детализации и содержат большое количество вспомогательной информации, что определяет их большие объемы. Специальные карты с поддержкой автоматической прокладки маршрута большие по объему: они могут достигать нескольких десятков мегабайт. Размеры картографической памяти должны быть не менее 64 Мб. В современных автомобильных приемниках используются недорогие съемные модули памяти (СF, MMC), которые пользователь может докупить самостоятельно.
- Автоматическая прокладка маршрута (AutoRouting). Удобная и необходимая функция в условиях ориентирования на незнакомой местности. Позволяет автоматически сгенерировать маршрут от точки текущего местоположения до пункта назначения. В качестве точки назначения может выступать определенный адрес, город, улица, POI и т. п. Функция поддерживается только при загрузке в навигатор специальных карт, которые содержат более подробную информацию о характерах дорог, развязках, знаках дорожного движения. Некоторые модели приемников позволяют выбирать характер сгенерированного маршрута: кратчайший, комфортный, по главным дорогам.
- Звуковые подсказки. В целях обеспечения безопасности движения необходимо устранять все факторы, могущие отвлекать водителя от процесса управления автомобилем. Контроль за соблюдением маршрута на экране GPS-приемника отвлекает внимание от дороги, что может привести к тяжелым последствиям. В этом случае очень полезны звуковые предупреждающие сигналы, информирующие водителя о приближающемся повороте, сходе с маршрута или прибытии в пункт назначения. В современных приемниках звуковые сигналы заменены голосовыми подсказками, сообщающими, сколько метров осталось до поворота или до конечной точки.
- Путевые точки (Waypoints). Количество путевых точек должно быть не менее пятисот. Описание каждой точки включает название (рекомендуется вводить не менее шести символов) и иконку для отображения на карте. Путевая точка может быть использована как конечный пункт назначения при расчете маршрута.
- Точки интереса (Points of Interest). По сути, POI являются путевыми точками, которые хранятся во внутренней памяти приемника и недоступны для редактирования пользователем. Изначально в памяти содержится несколько тысяч POI, которые включают АЗС, посты ДПС, автомастерские, магазины, рестораны, отели, развлекательные центры и т. п. Библиотека точек может дополняться с фирменных СD. Современные базы содержат информацию не только о местоположении, точном адресе и названии объекта, но также телефон, по которому можно связаться и уточнить нужную информацию.
- Треки (Tracks). Путь, пройденный пользователем, всегда автоматически записывается в память приемника. При переполнении памяти новые данные записываются поверх старых, то есть стирается начало пути. Количество сохраняемых точек в треке должно быть не менее 2000. В современных моделях этот параметр увеличен до 10 000. Некоторые приемники позволяют настраивать частоту записи точек, выбрав один из параметров периода записи: автоматически, по времени или по расстоянию между соседними точками. Во многих приемниках Garmin реализована оригинальная функция TrackBack, позволяющая пользователю повторить пройденный путь в обоих направлениях.
- Компьютерный интерфейс. Несмотря на самодостаточность автомобильных GPS-приборов, необходимо обеспечить их связь с ПК. Интерфейс позволяет сохранять точки, треки, маршруты на компьютере. Можно также загружать в приемник карты, точки, маршруты, сохраненные ранее или полученные от других пользователей GPS-приемников. В ранних моделях использовался медленный СОМ-порт, но все новые модели оснащаются USB-интерфейсом, который работает значительно быстрее.
- Внешнее питание. Использование мощных быстродействующих микропроцессоров и контрастных цветных экранов с подсветкой требует повышенного потребления энергии. Уже недостаточно четырех и даже шести пальчиковых батарей типа АА. Необходим внешний источник питания, в качестве которого используется бортовое питание автомобиля. Подключение обычно осуществляется в разъем прикуривателя. Необходимо обратить внимание на наличие в комплекте соответствующих кабелей.
- Большой экран. Для водителя необходимо четко и быстро воспринимать выводимую с GPS-приемников информацию. Поэтому размеры экрана и используемых шрифтов особенно важны.
- Внешняя антенна. В условиях салона автомобиля, где часть неба закрывается крышей, количества видимых спутников может быть недостаточно для подсчета позиции. Более того, некоторые модели современных автомобилей используют лобовые стекла с обогревом (атермальные), непроницаемые для навигационных сигналов. Для таких случаев должна быть предусмотрена возможность подключения к GPS-приемнику внешней антенны. Антенна, установленная на крыше автомобиля, обеспечивает более качественный и надежный прием, позволяя определять позицию даже в густом лесу или вблизи высотных зданий.
- Крепление . Для безопасной езды и комфортной навигации GPS-приемник необходимо надежно закрепить в салоне автомобиля. При этом нужно расположить приемник так, чтобы, с одной стороны, его экран был хорошо виден водителю, а с другой — чтобы обеспечивался прием навигационного сигнала (если используется встроенная антенна). Прямые солнечные лучи, попадающие на экран приемника, также ухудшают видимость выводимой информации. Поэтому при выборе GPS-приемника необходимо поинтересоваться о доступных для данной модели видах креплений и учесть возможность их использования в салоне своего автомобиля.
Небольшой список функций, которые не являются первоочередными и необходимыми, но интересны и полезны.
- Сенсорный экран. Управление прибором может осуществляться не только с помощью клавиш на корпусе, но и непосредственно выбором соответствующих пунктов меню на экране приемника. Такая возможность стала доступна с использованием сенсорных экранов. В дорожных условиях значительно легче попасть пальцем в экран, чем нажимать кнопки управления, пусть даже и крупных размеров.
- Цветной TFT-экран. Ранее недостаток цветных экранов заключался в повышенном энергопотреблении и плохой видимости изображения в лучах яркого света. Последние достижения в этой области позволили создать лишенный этих недостатков трансрефлективный экран, который используется во всех новых приемниках Garmin .
- Подключение датчиков (dead reckoning). Недостаток GPS-сигнала заключается в его слабой мощности и низкой помехозащищенности. Воздействие помех, окружающие условия, погодные явления могут повлиять на качество приема и в худшем случае привести к "потере" позиции. Для того чтобы избежать этой ситуации, некоторые модели навигаторов могут обрабатывать информацию с внешних датчиков, например спидометра и угла поворота руля. Таким образом можно просчитать характер движения автомобиля математически, пусть и с некоторой погрешностью, даже при отсутствии GPS-сигнала. При использовании специализированных гироскопов или инерциальных датчиков точность позиции значительно увеличивается.
- Поддержка WAAS/EGNOS. Использование сигналов с орбитальных спутников WAAS (на территории Америки) или EGNOS (в Европе) позволяет повысить точность определения позиции до 1—3 метров. К сожалению, такая возможность недоступна на территории России. И даже если прибор показывает, что один из спутников "в захвате", эту функцию лучше отключить, поскольку определение позиции может не только не улучшиться, но даже ухудшиться. Это связано с тем, что для расчета поправочных коэффициентов, передаваемых со спутников WAAS/EGNOS на Землю и используемых в совместной математической обработке с GPS сигналом, необходима сеть базовых станций. На нашей территории таких станций нет, ввиду этого поправки рассчитываются на основании теоретических выкладок и математических моделей, не подкрепленных реальными данными. Поддержка этих спутниковых систем необходима только для пользователей, путешествующих по странам Европы и Америки.
|