Как выбрать подходящий GPS-навигатор? |
02.12.2008 г. | |
Критерии оценкиВ настоящее время покупателю предлагается огромный выбор всевозможных GPS-навигаторов и GPS-приемников. Как не потеряться во всем этом разнообразии? Как выбрать наиболее подходящий GPS-навигатор? Как подобрать оптимальное соотношение цены и качества для решения своих задач? Надеемся, наши рекомендации помогут вам совершить правильный выбор.Для начала нужно решить, что именно вам нужно приобрести. Для каких целей будет использоваться устройство? Нужна ли поддержка карт? Это вопрос, непосредственно связанный с экономией средств. В некоторых случаях, когда предполагается использовать прибор на соревнованиях или на заранее проложенных маршрутах, карты могут быть не нужны. В таком случае обязательно понадобится программное обеспечение, позволяющее проектировать маршруты на компьютере и загружать их в прибор. Каким должен быть прибор по размеру и весу? Если он будет использоваться преимущественно в машине, то необходимо выбирать прибор с большим экраном; размер и вес не принципиальны. Автомобильный прибор должен иметь внешнюю антенну или выход на внешнюю антенну. "Пешеходные" приборы — eTrex, Geko, GPS 12. "Автомобильные" — GPSMAP 176 и 276. Более универсальными являются GPS III+ и V, eMap и GPSMAP 76, GPSMAP 60C, Garmin Quest. Должно ли устройство обладать цветным экраном? Конечно прибор с цветным экраном удобнее, но и дороже. Однако вполне достаточным является и монохромный с четырьмя градациями серого. Каким должен быть размер экрана? Для близоруких лучше подойдет большой экран с низким разрешением (eMap, 3+). Технические характеристикиТакие параметры, как количество запоминаемых точек и количество маршрутов для многих не имеют значения. Все приборы, за исключением самых дешевых, обладают достаточным для повседневного использования количеством точек и маршрутов. Для хранения необходимых точек можно воспользоваться компьютером, а маршрут создавать вручную из трека (это позволяет OziExplorer). Поэтому основной "числовой" параметр, на который необходимо обратить внимание — количество точек в треке: чем больше, тем лучше! Трек — это пройденный путь; чем больше "точек", тем большей длины "след" запоминает прибор. Полезен такой параметр, как количество запоминаемых треков (обычно это 10—15, хотя большинство людей не пользуются сохранением треков на приборе).Для картографических приборов важнейшим параметром является объем памяти: чем больше, тем лучше. Удобнее, если прибор имеет разъем для подключения карт памяти. В этом случае нет ограничений по объему (не считая цены карточек). Малоизвестный параметр — количество поддерживаемых карт. Так, например, в eMap не может быть загружено больше чем 225 карт. Эту информацию непросто отыскать, однако касается она лишь узкой части пользователей. Продолжительность работыВажный параметр для многих пользователей. Дольше работают приборы с четырьмя элементами "АА", но современные технологии позволяют и на "двухбатарейных" приборах добиваться великолепных результатов. Так, например GPSMAP 60C работает от двух элементов "АА" до 30 часов (данные производителя подтверждаются, хотя обычно производители, как правило, завышают этот параметр)."Лишние" функции (автопроложение маршрутов, магнитный компас, барометрический высотомер) редко востребованы, но, тем не менее, нужны некоторой части пользователей. Как правило, дополнительные функции повышают расход энергии и цену. Встроенный барометр-высотомер будет полезен альпинистам и спелеологам, ибо имеет существенно меньшую погрешность определения высоты (+/— 1 м) и независим от приема сигнала спутников. GPS-высота определяется с погрешностью от 10 метров и ниже, а при 2D GPS Position не определяется вовсе. В таких случаях высотомер просто незаменим. Ну что, окончательно запутались? Тогда совет — выбирайте прибор по внешнему виду или по цене. Наиболее распространенные способы выбора GPS — выбор исходя из соотношения цена/качество, а также из престижности модели. Так, одним из лучших по параметру цена/качество является Gаrmin eTrex Legend. Это недорогой и небольшой прибор с поддержкой карт и экраном с высоким разрешением. Из дорогих моделей можно назвать, пожалуй, GPSMAP 276C, GPSMAP 60CS, Garmin Quest. Это приборы нового поколения. Они очень удобны в эксплуатации и обладают множеством функций, приятно облегчающих жизнь пользователю. Мне, например, очень понравился GPSMAP 76CS, который является улучшенной версией GPSMAP 60CS, "дешевый" GPSMAP 276C. Также очень хорошее впечатление на меня произвел STREET PILOT 2610. Так что все зависит от целей, которые вы преследуете, а также от ваших финансовых возможностей. Цены, ценовые категорииСколько стоит GPS? Для рассмотрения возьмем популярный ценовой диапазон от 120 до 880 долларов. В каждой ценовой категории есть свои лидеры продаж. Это массовые модели, в которых соотношение цена/качество оптимальна. Они не подходят для специфических нужд или по каким-либо причинам не удовлетворяют капризных потребителей.Разделим приборы вышеуказанного ценового диапазона на несколько групп: "Приставки": GPS-приемники, способные работать только в тандеме с ПК или КПК. Это так называемые "недоприборы" второго поколения (первое поколение — одноканальные приборы, которые были сняты с производства). Низшая ценовая категория (за редким исключением приборов с БТ); в среднем — 120—160 $. Сами по себе, без компьютера, приборы "мертвы", а потому не очень удобны. Часто такими приборами пользуются в качестве дополнительных. Как "приставку" можно использовать также любой (кроме Geko101) из приборов, описанных ниже. Устройства стоимостью от 140 и до 220 $ — самые простые приемники, приборы второго поколения, во многом сходны по возможностям. Основные отличия — дизайн, размеры экрана и наличие базы данных городов. Все герметичны, но GPS 72 плавает на поверхности воды, что очень удобно для рыбаков или туристов-водников. "Утопить" такой прибор было бы обидно. На данный момент, в связи со снятием с производства GPS 12 и появлением новой модели GPS 72, в этой категории трудно выделить топовую модель. Geko-101 — 150 $ — отличается маленькими размерами; питание — два элемента "AAA"; нет выхода на внешнее питание и COM-порт; нет возможности создания маршрутов; трек — 3 000 точек. Удобен для тех, кто любит все миниатюрное и экономит на весе оборудования. Будет интересен альпинистам, туристам, любителям охоты и всем путешественникам, для которых важен вес оборудования. eTrex — 170 $, удобно ляжет в руку, управление оптимизировано под левую руку. Питание — два "AA". Трек — 1536 точек. Интерфейсный кабель в комплект не входит. Внешнее питание — не более 5 Вт. Интересная и удобная модель. GPS 12 — 190 $. Легендарная модель. По качеству приемника считается одной из лучших. Трек — 1 024 точки. Питается от четырех АА; соответственно, имеет большие размеры и вес; больше также и запас "хода" по сравнению с eTrex; кабель не входит в комплект, но его можно приобрести отдельно. Внешнее питание — не более 8 Вт. Geko 201 — 190$. Свежая модель, улучшенный вариант 101. По характеристикам превосходит eTrex; имеет меньший экран. Трек — 10 000 точек! GPS 72 — 215 $. Имеет большой экран, что отражается на размерах корпуса. В отличие от вышеперечисленных моделей, обладает встроенной картой городов/маяков (точек). Питание — два элемента "АА". Рабочее положение — вертикальное (от 0° до 45°); остальные вышеперечисленные приборы имеют рабочее положение горизонтальное (от 45° до 90°). Функционален, удобен в эксплуатации. eTrex Venture — 230 $. По сравнению с eTrex имеет более удобное управление за счет дополнительной кнопки-джойстика; встроенная "карта" городов. Кабель в комплекте. 270—290$. Переходный класс. Улучшенные вариации на тему вышеописанных приборов. Рассчитаны на специфического потребителя. В этой категории также трудно выделить топовую модель. eTrex Summit — 285 $. eTrex с встроенным компасом и барометрическим высотомером. Будет полезен альпинистам и спелеологам. GPS-12XL — 320 $. GPS 12 с базой городов и выходом на внешнюю антенну. Внешнее питание — не более 30 Вт. Около 300—480$. Следующая ценовая категория — приборы с поддержкой карт; отнесем их к приборам третьего поколения. Приборы, изготовленные не для американского рынка, имеют встроенную базовую карту мира (американские — карту Америки). Для загрузки подробных локальных карт предусмотрена специальная память. Бесспорный фаворит группы — Legend. Лучший по соотношению цена/качество, но более дорогой eMap — на втором месте. eTrex Legend — 315 $. Все еще "любительский" прибор, но уже с поддержкой карт. Память — 8 Мб. Высокое разрешение небольшого экрана делает прибор почти непригодным для использования в автомобиле. Зато сверхдлинный трек — 10 000 точек — будет очень полезен автомобилистам. eMap DLx — 385 $ — наиболее оптимальный вариант. Прибор имеет слот для карт памяти (карта 16 Мб входит в комплект), большой экран с низким разрешением; выход для внешней антенны. Есть звуковая сигнализация. Негерметичен. Батареи — два элемента "АА". Внешнее питание — не более 4 Вт. Из недостатков: короткий трек — 2 048 точек; не подсвечиваются кнопки. eTrex Vista — 440 $. Высшая ступень эволюции eTrex. Аналогична Legend, но оснащена магнитным компасом, барометрическим высотомером и 24 Мб памяти. GPS 3+ — 450 $. Один из лучших приборов. Питание — до 32 Вт. Батареи — четыре "АА". Имеет ряд недостатков: маленький объем памяти — 1.44 Мб; нет звукового сигнала; небольшой экран с низким разрешением; короткий трек — 1 900 точек; высокая цена, которая оправдывается качеством и количеством полезных функций. GPSMAP 76 — 495 $. Интересное развитие eMap. При всех достоинствах (большой экран с высоким разрешением, трек 10 000 точек) имеет существенные недостатки: деградировали некоторые разделы меню и алгоритм самого меню; неудобное управление; отсутствие разъема для карт памяти; небольшой объем памяти (8 Мб); высокая цена. Батареи — два элемента "АА". Внешнее питание — до 32 Вт. Тем не менее, эта модель пользуется большим успехом как у нас в стране, так и за рубежом. 550—780$ — высшая ценовая категория из рассматриваемых нами. В данной группе бесспорным лидером является GPSMAP 176 стоимостью около 650 $. Это наиболее удобный автомобильный навигатор. Самый крупный (из рассмотренных) экран с высоким разрешением, удобное управление. Имеет разъем для карт памяти (карта в комплект не входит). Мощный процессор позволяет быстро прокручивать карту. Чувствительность не лучшая — наружная антенна обязательна! Питание — четыре "АА"; внешнее — до 40 Вт. Из недостатков — имеет короткий трек (2 500 точек), громоздок (неудобен при пеших походах, хотя для автомобиля это и не важно). GPS-V DLx — около 650 $. Размер экрана остался прежним, зато его разрешение увеличено — очень удобен в автомобиле. Появился звуковой сигнал, а память увеличена до 19 Мб. Функция автопроложения маршрутов (по базовой и специальным картам), что для России не очень актуально. Длина трека увеличилась несущественно — до 3 000 точек. По сравнению с 3+ чувствительность приемника снизилась; скорость позиционирования увеличилась. Внешнее питание — до 35 Вт. Неплохая и удобная модель. GPSMAP 176С — около 800 $ — цветной 176-ой. Снят с производства. Из недостатков — потребляет много энергии; экран плохо читается на ярком солнце. Своеобразное отображение некоторых объектов карты (например, болота отображаются как ледники). 450—880$. Новые модели: eTrex (Legend)Vista Color, GPSMAP 76C(S), GPSMAP 60C(S) и GPSMAP-276С. Это приборы четвертого поколения; обладающие полноценными цветными экранами (TFT), большим объемом памяти (24-56-128 Мб), высокоскоростным USB-интерфейсом, современным меню, автопроложением маршрутов (кроме eTrex), треком 10 000 точек. Увеличилось время работы от батарей. Внешнее питание — до 36 Вт. Из недостатков, пожалуй, можно назвать высокую цену и потери в разрешении экрана у некоторых приборов. Из устройств нового поколения лучшим для автомобиля является, конечно, GPSMAP 276C; для пеших походов наиболее удобным будет GPSMAP 60 с хорошим дизайном, мощной внешней антенной и рядом других преимуществ. АксессуарыНаиболее полезными аксессуарами являются:интерфейсный кабель для ПК — 15—25 $ (входит в комплект большинства приборов); "прикуриватель" 25—30 $ (сэкономит батарейки); комбинированный кабель — 30—35 $ — позволит одновременно питаться от бортовой сети и производить обмен данными с компьютером; внешняя антенна — 45—110 $ — необходима при использовании в автомобиле. Для приборов, не имеющих антенного разъема, подойдет индуктивная антенна — 110 $; чехлы — 10—25 $ — сохранят товарный вид прибора, предохранят от механических повреждений, но несколько затруднят работу с ним; крепление для автомобиля, велосипеда — 30—40 $ — кронштейн, позволяющий отрегулировать положение прибора в двух плоскостях для удобного обзора; карточки памяти (65—230 $) для загрузки карт объемом 8—128 Мб. Как пользоваться GPSУстановка в автомобиле. Для установки на велосипед достаточно лишь купить нужный кронштейн и установить его в удобное место.Автомобильные (морские) кронштейны бывают трех видов: на двухстороннем скотче (перманентном и многоразовом); на шурупах — для тяжелых моделей (GPSMAP 276C); на присоске (для стекла). Большинство кронштейнов оригинальные — фирмы Garmin. Для крепления к стеклу тяжелых приборов предусмотрены кронштейны RAM с мощной присоской и удобной "рукой". Стоимость этих кронштейнов — приблизительно 30—60 $. На панели автомобиля навигатор без наружной антенны необходимо установить как можно глубже под лобовым стеклом для лучшего приема сигнала спутников: чем больше неба будет "видеть" прибор, тем лучше! В автомобилях с подогревом ветрового стекла и особенно с микроволновой защитой (металлонапыление) ветрового стекла работа прибора затруднена. Необходима наружная антенна (45 $). Питание. В "автомобильных" приборах (3+, 5, 176, 276) заявлен разброс допустимого питания 6—40 Вт. Кабель, идущий в комплекте с прибором, имеет предохранитель (бесполезный в нижеописанных случаях) и подсоединяется к бортовой сети напрямую, без понижения напряжения. Однако в случае отсоединения клеммы аккумулятора на работающем моторе или из-за неисправности генератора прибор сгорает! Чтобы этого не случилось, необходимо использовать кабель питания от старой модели "GPS 12" (30 $). Его адаптер выдает 5—8 вольт, а не питает прибор напрямую от бортовой сети. Возможен "побочный эффект" — прибор может перестать выключаться при потере внешнего питания. Работа. Персональный навигатор GPS Garmin не так уж прост в эксплуатации. Пользователю необходимо внимательно прочитать инструкцию и попрактиковаться в работе. Конечно, самые простые вещи — отметка текущей точки (нажатие и удержание кнопки "enter" или "mob"), навигация на запрограммированную точку, определение текущих координат и т. п. не требуют глубокого изучения прибора, однако с путевым компьютером, составлением маршрута, навигацией по пройденному пути придется повозиться. Батарейки. Почти все устройства Garmin используют две или четыре "пальчиковые" батареи АА, реже ААА. При подключении внешнего питания батареи не заряжаются, даже напротив, происходит небольшой разряд. На "солевых" батареях приборы работают существенно меньше; необходимо использовать алкалиновые батареи. Выгоднее использовать аккумуляторы (от 20 $ з/у 220 В, с четырьмя аккумуляторами 1 800). Для их зарядки в автомобиле можно использовать специальный "чарджер" (40 $ с четырьмя аккумуляторами 2100). Альтернативный вариант — использование домашней зарядки в адаптере 12/220 В (от 50 $). При длительном хранении прибора рекомендуем установить в него алкалиновые батареи и раз в полгода менять их, — таким образом вы сохраните работоспособность внутренней батареи прибора на долгие годы. Не пытайтесь "изобрести" кабель питания, если у вас нет достаточных навыков! Приборы Garmin очень требовательны к напряжению и легко портятся от неправильных адаптеров. eMap — строго не более 4 Вт, eTrex — не более 5 Вт, GPS 12 — не более 8 Вт. Телефонные зарядные устройства не подходят для питания навигаторов — возможны скачки напряжения. Для защиты стекла от царапин можно использовать чехол (от 10$) или защитную антибликовую пленку от КПК. Поцарапанное стекло можно отполировать в часовой мастерской. Все приборы можно окунать в воду, даже eMap, который "не герметичен". Антенна или та часть корпуса, в которой она расположена, всегда должна быть сориентирована к небу. Рабочее положение GPS 12, eMap, eTrex — горизонтальное, экраном вверх или с небольшим наклоном, как раз так чтоб было удобней читать экран. Прибор будет работать и в вертикальном положении, например в автомобиле, но тогда прием спутников ухудшится. У GPSMAP 176, 176C, 276C, II+, III+, V и подобных им антенна должна быть сориентирована вертикально вверх. У приборов GPS 72—76 антенна расположена в верхней части корпуса. В отличие от eTrex, антенна цилиндрическая, и поэтому рабочее положение прибора — вертикальное или с небольшим наклоном от вертикали. 76-ой будет работать и в "нерабочем", горизонтальном положении, но несколько хуже. Точность. На странице спутников прибор показывает некую точность, алгоритм определения которой — секрет Garmin — в метрах. Замечено что иногда эта цифра может отличаться от реальной точности как в большую, так и в меньшую сторону, причем в большую сторону погрешность может отличаться на порядки. Самые известные ситуации падения точности — все принимаемые спутники находятся на одной линии; количество принимаемых спутников меньше четырех; плохие погодные условия (мокрый снег, туман и облачность) при неоптимальном расположении спутников. Бывает и такое: прибор сообщает о точности 100 метров и при этом отображает ваше местоположение в сорока километрах от реального. Случаются и противоположные ситуации: прибор показывает точность 100 или даже 200 метров, а на карте вы видите дорогу и свой вчерашний трек в пяти метрах от сегодняшнего, при этом вчера точность составляла 5—10 метров. В большинстве случаев информация прибора близка к истине. Но если требуется снять точку или прописать трек с высокой точностью, да еще в условия плохого приема, то определять точность надо косвенным путем: следить за страницей спутников. Чем больше прибор "видит" спутников и чем выше уровень их приема, тем выше точность. Имеет значение и расположение спутников относительно горизонта. Четыре спутника у линии горизонта, удаленные друг от друга на 90° дадут результат с минимальной погрешностью; соответственно, чем меньше удалены друг от друга спутники и чем ближе они к зениту, тем точность ниже.
|