Высокие технологии все глубже проникают во все сферы нашей обыденной жизни. Умная бытовая электроника, компьютеры в автомобилях, мобильные телефоны, которые уже только что кофе не варят… Наше с вами хобби – рыбалка – не исключение: такие приборы как эхолот или навигатор или устройство, совмещающее обе функции еще несколько лет назад перестали быть чем-то совершенно уникальным. Мы уже не удивляемся тому, что они могут, мы придирчиво сравниваем их возможности и характеристики, выбирая самое оптимальное для себя лично: А каков размер экрана? А сколько лучей? А какова точность обработки сигнала? А как насчет качества картинки? Совсем недавно казалось, что мы в ближайшем будущем будем и дальше углубляться в такого рода детали, поскольку общие принципы применяемой технологии были схожи: все знакомые нам эхолоты работали по принципу аналоговых систем. Но ведь известно, насколько широко используются цифровые технологии, и на самом деле об их применении для любительских эхолотов задумывались уже сравнительно давно. Проблемы была как уложиться в определенные ценовые рамки при сохранении тех преимуществ, которые может обеспечить «цифровик». Собственно, ничего удивительного, что первыми, кто сделал то, что уже давно пора было сделать, оказалась английская компания Raymarine. Вряд ли это имя на слуху большинства рыболовов, так как в мире она известна в первую очередь как производитель электронного навигационного оборудования, предназначенного для всего, что движется по воде: от яхт до крупных морских судов. Тем не менее, рыбопоисковые эхолоты с маркой Raytheon и позднее Raymarine в России появлялись и использовались, причем мнение о них было самое положительное.
Да, такого рода приборы для Raymarine это, скорее, лишь часть (причем небольшая) огромного спектра разнообразного оборудования, позволяющего управлять судном и не заблудиться. Зато безусловный опыт в самых продвинутых технологиях, неизбежно необходимый для создания подобной техники, позволяет компании установить такую высокую планку для вроде бы привычных уже нам рыбопоисковых эхолотов, что «допрыгнуть» до нее непросто даже признанным лидерам этой области: речь идет уже не об аналоговых, а о цифровых эхолотах. Серия DS - такой вот «подарок» сделала фирма Raymarine и себе к 30-летнему юбилею, и рыболовам, и конкурентам. И это абсолютно иной подход к сбору, обработке и отображению информации. Не углубляясь в технические детали, интересные и, главное, понятные только узкому кругу специалистов, мы попробуем изложить принципы и преимущества цифровых эхолотов DS Raymarine, пользуясь доступными аналогиями и примерами.
Итак, общеизвестно, что эхолот – это прибор, который передает сигнал сквозь толщу воды, затем получает возвращенный сигнал (эхо), отраженный от встреченных объектов, обрабатывает его, пользуясь специальными программами, и выводит на экран в виде точки или компьютерного символа. Шаг за шагом создается картинка, разворачивающая происходящее под поверхностью воды во времени и двигающаяся по экрану в большинстве случаев справа налево, в некоторых приборах, в определенных режимах работы картинка сдвигается сверху вниз. Проблема всех привычных нам эхолотов заключается в том, что есть характеристики прибора, которые заранее заданы при производстве и неизменны независимо от условий окружающей среды и вашего желания (их нельзя подстраивать ни автоматически, ни вручную): мощность «выстреливаемого» сигнала, импульсные характеристики сигнала, границы зон (пропускных полос), в рамках которых приемник способен воспринимать эхо, подстройка характеристик цветного экрана.
Есть и ряд других, но мы хотим остановиться именно на этих свойствах - тогда сравнение того, как работает цифровой DS Raymarine и аналоговые эхолоты, будет наиболее понятным и показательным. Фиксация упомянутых параметров – это неизбежность в привычных нам приборах. Производители подбирают их к усредненным на их взгляд условиям, и в таких «средних» обстоятельствах эхолоты работают наиболее оптимально. Но когда условия начинают отличаться от такого оптимума, качество работы, естественно, страдает. Те, кто пользовался эхолотами с заданной и неизменной мощностью передатчика (особенно если мощность велика), всегда обращают внимание на эту характеристику. Для наших небольших глубин большая мощность может превратиться в проблему: сильный сигнал будет «прыгать» как резиновый мяч, «стукаясь» то о дно, то о поверхность воды, ведь ему не надо тратить силы на преодоление глубоких морских вод, где он слабеет из-за необходимости бежать дольше, а также в силу свойств соленой воды.
Традиционным результатом мощного сигнала в наших «мелких» пресноводных условиях является, например, толстая, темная полоса на экране у линии, соответствующей поверхности воды (кроме того, есть технические ограничения на минимальную глубину, на которой прибор начинает работать) и сбои в изображении придонных объектов. Пользователи стараются решить эту проблему фильтрацией шумов - многие современные эхолоты имеют такие возможности. Но отфильтровываются-то все шумы, включая и те, которые могут оказаться полезными с информационной точки зрения, ведь фильтр в данном случае уберет целый шумовой диапазон (полосу). Это как раз причина, почему рыболовы удивляются: «Я подвожу рыбу к поверхности, но на экране ее нет!». Кроме того, заметим, что если вы задаете тот или иной режим фильтрации, он будет продолжать работать, даже когда такая фильтрация уже не нужна и вредна: пользователь дал приказ – прибор его выполняет, а уж к месту ли приказ, не пора ли его отменить – на совести пользователя. А вот бы на мелководье уменьшить мощность передаваемого сигнала – тогда не придется «вычеркивать» фильтром все, что попадает в этот диапазон, ведь он далеко не узкий, да и следить за тем, когда фильтр нужен, а когда нет не каждому хочется…
До сих пор чтобы решить эти проблемы, пришлось бы покупать еще один менее мощный прибор. У DS Raymarine их нет: мощность сигнала автоматически (или вручную – но это уж совсем на любителя-экспериментатора) подстраивается в зависимости от условий рыбалки. Именно это свойство (вкупе с автоматически настраиваемой скоростью передачи импульсов), которого лишены все другие эхолоты, позволяет «отловить» все объекты (в том числе и у поверхности) от самого мелкого до самого крупного, отделить их друг от друга и от белых шумов и отобразить с четким разделением и существенно точнее – см. Рис. 1. ЦИФРОВОЙ ЭХОЛОТ Raymarine | АНАЛОГОВЫЙ ЭХОЛОТ | | | Рис. 1. Поверхностные шумы. | |
Итак, прежде всего, цифровая технология, используемая в DS Raymarine, подбирает именно такую мощность сигнала передатчика, которая наиболее соответствует меняющимся условиям рыбалки. Позволим себе аналогию: можно, конечно, откручивать все ключом одного размера, но результат лучше, если вы подбираете разводной ключ нужного размера. Да и откручиваемая деталь меньше портится… Теперь перейдем к получению и обработке возвращаемого сигнала (эха). В привычных нам эхолотах (аналоговых) на приеме все сигналы делятся на группы в зависимости от своих характеристик. Приемник имеет ограниченное (всего несколько: обычно от 3 до 5) полос пропускания. Это своего рода «двери».
Более слабые сигналы отправляются через одни «двери», средние по мощности – в другие, самые сильные – в третьи. И если два сигнала различаются недостаточно для того, чтобы попасть в разные полосы (а они довольно широки), то они попадут в одни и те же «двери» и, соответственно, обрабатываться будут совершенно одинаково, то есть на выходе им «присвоят» одни и те же «одежки», и на экране они будут выглядеть одинаково. Это означает, что многие из них будут искажены. Один из результатов, который наиболее визуально показателен – это символы рыб. Их может быть, как правило, либо 3, либо 5. Но на самом-то деле рыбы, отображаемые один и тем же символом, могут быть довольно разными по размеру. Фиксированные по количеству и ширине полосы пропускания приемника аналоговых эхолотов эти различия скрадывают.
То же самое происходит и при отключении символов рыб. В таком режиме вы видите дуги (дуга – это в лучшем случае, как правило, вы видите лишь «куски» дуг, так как их формирование зависит от массы факторов: скорости лодки, скорости рыбы, ее расположение и движения относительно луча и т.д.). Бытует мнение, что это абсолютно необработанная компьютером информация. На самом деле, конечно, это не так. Если бы обработки не было совсем, то мы бы наблюдали на экране скопление точек. Так что и «дуги» - это тоже в определенной мере символы, просто в меньшей степени «компьютеризированные». Иначе как объяснить, что на мониторе размером ХХ при глубине 10 метров «дуга» частенько бывает длиной в сантиметр – не акулы же ходят стаями в наших водах!
И в то же время на той же глубине мы можем увидеть и рыбу, реальный размер которой – с ладонь: не участвуй в формировании «дуги» такой рыбки компьютер, она была бы на экране изображена парой точек, и все, соотношение масштабов еще никто не отменял. То же самое касается и придонных объектов. Короче, наличие фиксированных полос пропускания приемника неизбежно приводит к усреднению. У DS Raymarine такой фиксации нет – применяется цифровая технология с, если так можно выразиться, бесконечным количеством очень узких полос пропускания. Как бы ни были незначительны различия в мощности возвращенных сигналов, для каждого их них все равно есть свои собственные «двери», за которыми своя программа идентификации. Никакой унификации и усреднения сигнала на выходе после обработки.
Символы «рыб», конечно, есть: при желании такой режим возможен. Но это, скорее, дань нашим привычкам, физическим возможностям и помощь начинающим (мы вернемся к этом чуть ниже). А если символьный режим отключить, то разница между эхолотом с фиксированными полосами пропускания и цифровым Raymarine видна глазу в прямом смысле – рис. 2. Обратите внимание на точность отображения рельефа, на качество идентификации грунта (видны даже вкрапления камешков в песок или даже глину), на степень разделения не только рыб в косяке, но даже и мальков. ЦИФРОВОЙ ЭХОЛОТ Raymarine | АНАЛОГОВЫЙ ЭХОЛОТ | | | Рис. 2 |
Как насчет традиционной для наших условий задачи поиска рыбы у дна, в яме, в закоряженном месте? В привычных эхолотах ее сложно отличить не только вам на экране: что там за «черта» или «пятно», может, рыба? Для программы обработки это тоже сложно: сигнал от притаившейся рыбы сливается с сигналами от дна и придонных структур, ведь самые сильные эхо именно от дна и рыб, а, значит, все они попадают в одну и ту же полосу пропускания фильтра приемника, обрабатываются для вывода на экран, усредняясь по одним и тем же правилам, и для вывода на экран их «одевают» в одни и те же «одежки» в виде размера и цветового оттенка.
Таким образом, если говорить о передаче и приеме сигнала у DS Raymarine, то они и технически, и качественно настолько непохожи на то, как это реализовано в других эхолотах, что не будет преувеличением говорить даже не о новом поколении рыбопоисковых эхолотов, а о новом виде этих приборов. Подстройка характеристик приемо-передающей системы происходит автоматически. Вручную вы так быстро и так точно по отношению к меняющимся условиям не сработаете: у DS повышена скорость передачи импульсов за единицу времени, а процессор, регулирующий параметры приемника и передатчика, способен менять их тысячи раз в секунду.
Именно поэтому те, кому уже повезло увидеть эти приборы в работе, отмечают, что более реальной и точной картины им на экране эхолота еще видеть не доводилось, а уж тем более при движении на сравнительно высокой скорости (более 50 км в час) даже при резко меняющемся рельефе дна. Отдельно отметим, что автоматически подстраивается и уровень чувствительности. Прежде эту характеристику проходилось изменять вручную (или о ней вообще забывали, оставляя фабричную установку). Фактически вам нужно было угадывать, какое значение наиболее подходит для текущих условий. Сделать это максимально точно и быстро и, главное, следить за чувствительностью постоянно сложно. DS Raymarine снимает эту задачу с ваших плеч.
Однако, сверхбыстрый процессор и цифровая точность подстройки характеристик приемо-передающей системы не были бы столь заметны пользователю, не будь у DS Raymarine еще ряда существенных свойств. И первое из них – это программа обработки возвращенного сигнала. У всех современных эхолотов, конечно, есть параметры, с которыми сравниваются характеристики получаемого эха, своего рода «шаблоны»: если сигнал соответствует определенному шаблону, то он идентифицируется как, например, рыба. Но сколько таких псевдо-рыб мы все видели на экранах наших эхолотов? Так вот, у DS каждый сигнал оценивается по 220 параметрам. Каждый. По 220 параметрам. Прочувствуйте. Именно это позволяет Raymarine с полным основанием заявлять (и, что приятно, на практике подтверждать), что их приборы умеют отделять живое от неживого. Raymarine знает разницу в импульсных характеристиках, присущих живым организмам, и научил свои эхолоты выделять именно такие характеристики, чтобы не путать рыбу с чем бы то ни было. | Рис. 3 |
Наконец, коснемся возможностей самого экрана. Он цветной и способен отображать 256 цветов. В общем-то мало по сравнению с «мобильниками». Но есть одна тонкость: попробуйте прикинуть, а сколько оттенков вы способны воспринять на картинке (тем более движущейся)?
Вряд ли 256 цветов вам реально понадобятся, хотя более-менее внимательный наблюдатель отметит, что качество «калибровки цветности» у DS Raymarine довольно высоко, то есть экран реально способен показывать не только основные цвета, но и их оттенки. И это существенно, поскольку разные цвета проще различимы человеческому глазу, чем разные оттенки серого. Например, если рыба отображается красным, то ее легко заметить не только на черном основном фоне, но и в складках дна – рис. 3. У DS Raymarine заложено 6 различных цветовых палитр и 3 цвета фона, и вы сможете остановиться на том варианте, который наиболее удобен для текущих условий. Присутствует даже специальный режим ночного изображения представляя картинку в привычном для приборов ночного видения черно зеленом цвете – рис. 4. Сделан он для меньшего ослепления при переводе взгляда с яркой цветной картинки в ночную темноту. | Рис. 4. Различные цветовые палитры |
Вернемся, кстати, как обещано к количеству компьютерных символов рыб, с помощью которых на экране отображается рыба разных размеров. Как было сказано выше, DS Raymarine практически не ограничен в точности идентификации и воспроизведения информации. А вот пользователь ограничен – физически, ведь мы не цифровые компьютеры. По результатам специально проведенных исследований выяснилось, что человек реально различает до 5-6 движущихся разно размерных символов рыб на экране. Если это число увеличить, то визуально разница в размерах символов будет столь мала, что вы ее если и заметите, то с большим трудом. Этими, же исследованиями подтверждено , что информация на цветном экране намного лучше воспринимается и усваивается человеческим мозгом, так что на черно белом экране много важной информации, вы просто не замечаете. Есть еще одно качество, важное для жидкокристаллического дисплея и не важно цветной он или черно-белый, как видна картинка при солнечном свете. Проблема у всех одна и та же, просто у одних она выражена больше, у других меньше: экран блекнет при прямом попадании солнечных лучей, а если смотреть на него под углом, порой вообще ничего не видно. DS Raymarine полностью адаптирован к солнечному свету, так что загораживать экран рукой, каким-нибудь козырьком или поворачивать его лишний раз вам не придется. Да и чисто внешне картинка на экране выглядит очень эффектно, просто приятно смотреть. | | | Отображение в виде аналоговых приборов | Режим увеличения изображения. | Отображение данных от GPS приемника | |